А. Васнецов: о вечном красками "сурового стиля"

Открывшаяся в галерее ретроспективная выставка Андрея Васнецова знакомит с творчеством выдающегося художника современности. Народный художник СССР, РСФСР, действительный член Российской Академии художеств, автор более 30 монументальных работ, участник многочисленных выставок Андрей Владимирович Васнецов в 2004 году отметил свой 80-летний юбилей. Представитель славного рода Васнецовых, давшего России немало талантов, внук В.М.Васнецова, автора с детства знакомых картин с сюжетами русских сказок и былин, А.Васнецов пришел в искусство в 1950-е годы и был среди художников, кто стоял у истоков того направления в отечественном искусстве, которое получило название "суровый стиль".

Увеличить
А.Васнецов

Среди полотен А.Васнецова чувствуешь себя попавшим в мощное энергетическое поле, где напряженность и строгость колорита, монументальность построения пространства создают атмосферу величественного покоя, застывшего длящегося мгновения простых и вечных в жизни человека занятий, будь то стирка белья ("Стирающая", 1984), чаепитие ("Нина Бруни с чашкой", 1965), разговор двоих ("Разговор", 1961) или отдых ("Охотники сидят", 1976). Темы и сюжеты традиционны и "предельно" реалистичны, при этом в них нет никакого пафоса, идеализации или повество-вательности. Художнику чуждо любование красивостями, деталями или подробностями природного мотива, предмета, лица или фигуры человека, того, что зримо и ласкает глаз, его взгляд устремлен вглубь и, отбрасывая сиюминутное, автор пытается выразить суть явления или состояния, вечный смысл и природу вещей и событий языком художественных форм.

"Завтрак" (1960), вошедший в многочисленные альбомы и публикации об авторе и искусстве "шестидесятников", поистине один из шедевров, очень просто и безыскусно запечатлел сцену трапезы, которая лишена всякой банальности, где акцентируется не столько сюжет, сколько состояние глубокого размышления, в которое погружен персонаж. Это состояние сосредоточенности передается через организацию пространства в целом, которое автор конструирует по собственным законам, очень логично, точно и жестко нарезая планы картины, решительно разрушая оконным проемом плоскость стены. Художник отказывается от буквального копирования замкнутого интерьера и строит композицию в таком ракурсе, что она обретает динамику и силу визуального воздействия. Строгий, построенный на контрастах черного, белого и охристого колорит также работает на целостность и ясность образа.

"Натюрморт с черной курицей" (1962), в свое время вызывавший нападки критиков, пытавшихся усмотреть в мрачном колорите идеологические намеки и подтексты, говорит об увлечении живописью великих испанцев Веласкеса, Гойи, Сурбарана и убедительно доказывает, что выразительность и глубина образного решения может достигаться не только многоцветностью красок.

Жанровые сцены в интерьере лаконичны по пластическому решению и аскетичны по колориту. Ничего лишнего, все предельно обобщено: конкретика и фабульность уступают место созданию особой духовной атмосферы, объединяющей персонажей, погруженных в безмолвное общение друг с другом ("Сестры", 1979).

Глядя на замершие в молчании фигуры пожилых женщин ("В гостях у бабушки", 1977), чьи черты лиц размыты, а одежды и окружающие предметы интерьера не прописаны, трудно определить время и место действия. Здесь царит покой, ощутимо дыхание вечности: так могли сидеть старушки и сто, и пятьсот лет назад, в России или Италии, да и не важно это автору, размышляющему о смысле жизни, ее неизменном движении. Особое место на выставке занимает полотно "Памяти солдата" (1978), которую Васнецов посвятил старшему брату, погибшему на фронте. В нем нашли отражение воспоминания о драматических событиях войны самого автора, прошедшего путь солдата с 1942 года. И здесь художник не впадает в патетику, не стремится к жизнеподобной трактовке образов. Настроение скорби и эмоционального напряжения передается через формальные приемы композиции - динамичный ритм фигур воинов, сгрудившихся вокруг зияющей пропасти могилы, движение живописных масс двуцветного колорита.

Увеличить
"Завтрак"
1960г.

Впервые на выставке показываются эскизы к картинам. Небольшие по формату наброски интерьеров, жанровых сцен с фигурами, где только намечается композиционное решение и определяются цветовые и тональные соотношения, они обладают не меньшей монументальностью и выразительностью, что и живописные работы.

Выставка Андрея Васнецов даёт уникальную возможность увидеть сложный и глубокий мир образов величайшего мастера, говорящего о проблемах человеческого бытия строгим и ясным языком собственной пластической системы.

Вера ПРЯМИКОВА

[Главная] | [Содержание] | [Следующая >>]