"Почувствовать скульптуру как живую ткань..." Из дневников Владимира Смирнова (1948-2003)

24/XII-88

Снова несколько штрихов об Ахматовой. Снова поиск неуловимых чувств и состояний. Пойду в библиотеку посмотреть ее фотографии.!

25/XII-88

"В сто первом зеркале" читаю об Ахматовой.

Утром перешел по тропе Волгу. Огромность белого пространства что-то будит во мне: и силу и размышления о пластике, и все, что я знаю и не знаю. Работал над Ахматовой. Ее надо работать всем: и чувством, и всеми познаниями, и моими представлениями о скульптуре и пластике. Работать на дыхании, на эмоции, увидеть вдруг это сцепление задач, увидеть и сделать работу в гипсе.]

26/ХII-88

Работа по Ахматовой упирается в диссонанс суперформы и лепки традиционной. Сделать эклектическую работу мне еще придется. И эта гамма нашего времени требует множества подходов. Подготовить в себе момент завершения работы требует большой душевной работы. Как-то нервно себя чувствую - работу надо завершить спокойно, с чувством правоты.

29/ХII-88

Сегодня несколько штрихов к портрету. Снял форму. Завтра посмотрю на Ахматову в гипсе.

PS 10 вечера. Портрет отформован. Об Ахматовой что-то сказал.

Увеличить
А.Ахматова.
1989г.

31/XII-88

Вчера были в мастерской Касаткин, Бекасов, Беляев.

Сегодня смотрю на год прошедший. И все же можно сказать, что он прошел, как дыхание! Сделано 20 работ: Аполлинер, Пушкин, Ахматова, Сахаров, Яр. Гашек, Нина и др. ("Кокошник"). Проложен путь к моей пластике, к моим чувствам. Я назову этот год - год моих удач. Он не отделен от моих прошлых лет. Он частица моего будущего.

3/I-89

Прошли новогодние дни. План как одно целое чувство, как здание, намечу на днях, и долго шло его составление - годы.

8/I-89

В гипсовом отливе вижу, что надо немного поправить Аполлинера. Надо решиться на эти поступки. Это ответственно и тонко. Надеюсь и хочу, чтобы работа говорила сама за себя.

17/I-89

Трудно идет вроде бы декоративная работа. Видимо соединение эффектной композиции и какого-то человеческого состояния несет в себе и внутреннюю трудность именно этого соединения. Это "Человек в колпаке". И надо увидеть это единство формы и содержания. Увидеть его в лепке, в весе.

18/I-89

Прихожу в этой работе к решению композиционному, убираю первоначальную фактуру и отдаю предпочтение знаку - пластике. И уже в нем буду находить что-то портретное. Это пока так пошла работа, все же не отвергаю другого варианта с накалом фактурных коллизий, с фактурой как с категорией и образом.

20/I-89

Прибавил напряжения. Есть звучание диссонансов, есть срезы, борозды, боль. И эту нить буду держать. Еще что-то расскажу о судьбе...

23/I-89

И снова правлю. Работа не идет на одном дыхании: слишком много в ней идей. И все-таки главное хотелось бы - это рассказ о человеке. Идет столкновение внешнего и внутреннего. Это может быть и очень просто, и очень сложно. Это и монументальная вещь, и камерная, но как бы тут ни было должна убеждать сила решения!

31/I-89

Сегодня открытие групповой выставки, т.е. передний край искусства Костромы (Касаткин, Бекасов, Беляев, Грачев, Виноградова). Представлено 6 моих работ (Пушкин, Аполлинер, Пшизов, "Двое" и 2 пластических варианта Нины).

5/II-89

Набран потенциал всей моей жизни, моих знаний, чувств, стремлений. Совершена масса ошибок и масса открытий. Надо идти вперед художническим путем. Это должно быть как бы видимым переломом в труде многих лет, как бы выводом из всей предыдущей жизни. Шло накопление всех понятий и опыта, и я должен встать во весь свой рост, быть взволнованным и честным в будущих трудах, иметь ясность убеждений и чувство своей правоты, иметь чистые помыслы и возможность анализировать свой труд, уметь поставить его в общую цепь развития искусства.

12/II-89

Работу делает судьба, сила, идея и ясный путь к ней. Сложный путь, сложные задачи, их надо сделать мне. Надо увидеть работу и ее жизнь, надо рассказать миру о своих мыслях.

5/III-89

Начал новые усилия над портретом Рембрандта. Видимо работа пойдет непросто. Хочу сделать именно Рембрандта. И предвижу новые варианты, ибо Рембрандт - это эпоха. Вся беда в том, что труд мой зависит от каких-то мнений. Надо идти к правде своих понятий бескомпромиссно, это путь открытий. Держать пластику в своих руках и чувствах.

9/III-89

Рембрандт идет спокойно, весомой лепкой. Моя цель - именно лепкой рассказать о Рембрандте, именно весом наполнить образ, Землей.

10/III-89

Волга по утрам покрыта корочкой льда, и, если стоять посередине тропы через нее и смотреть на солнце и небо, слепит глаза и наполняет все в тебе радостью.

13/III-89

Всеми чувствами участвовать в создании характера и образа Рембрандта. Все должны узнать художника, узнать его мощь.

14/III-89

Выход на убедительные точки отсчета. Выход на "убеждения". И все же, как событие, как пластическая новация Рембрандт требует выход на нестандартное решение, ибо он - это велико! Его чувство и форма портрета будут тогда адекватны, когда все будет напоминать чувство Рембрандта и чувство современного бытия. В малом рисунке композиционном видится подобная форма и чувство, но путь к лепному портрету долог.

15/III-89

Опять думаю о пластике Аполлинера. Нарушить его гармонию новыми диссонансами очень заманчиво - это опять уведет меня в поиски новых звуков.

Увеличить
Рембрант.
1989г.

19/III-89

Все должно быть весомо. Простые вещи, наполненные содержанием веса, становятся большими и серьезными понятиями. Вес строит и саму композицию. Существует и еще ряд категорий, потому как и они являются частью пластики это и новизна замысла как пластическая идея, это и литература. Фактура и разные материалы и т.д., но все они, эти категории, могут сосуществовать, если его высочество вес будет с ними другом, будет всегда участвовать в строительстве и рождении скульптуры.

Вера ПРЯМИКОВА

[Главная] | [Содержание] | [<<Предыдущая] [Следующая >>]