А.Аханов: игра между стульев

Александра Аханова с муниципальной художественной галерей связывает давнее сотрудничество: в наших стенах прошли уже пять его персональных выставок, не считая групповых выставок с его участием. В марте этого года художник представлял очередной проект под названием "Между стульев", который привлек внимание со стороны широких кругов костромских зрителей.

Увеличить
"Чашка кофе".
2004г.

Ювелир, живописец, график, скульптор, фотограф, создатель оригинальных объектов и инсталляций - казалось бы, сложно назвать область изобразительного искусства, в которой бы не оставил свой след Александр Аханов. Тем не менее художник не перестает удивлять зрителей. На этот раз он предстает в новом амплуа: дизайнера и создателя предметов мебели и интерьера. Традиционно создание мебели считалось искусством прикладным, поэтому едва ли кому-либо лет двести назад могла прийти мысль рассматривать стул исключительно с эстетической точки зрения, начисто отрицая его функциональное начало. Положение изменилось в XX веке, когда границы понятия "произведение искусства" расширились до бесконечности, и таковым могло стать что угодно, например, велосипедное колесо. Требование, предъявляемое к вещи, притязающей на то, чтобы именоваться произведением искусства, можно выразить так: она должна быть носителем художественного образа. Вещи, созданные Александром Ахановым, отвечают этому требованию в полной мере.

Стулья, диван, лампы оживают под руками художника и начинают существовать в собственном пространстве, своем измерении. Каждый предмет на выставке имеет двоякую природу. В первую очередь, это произведение искусства, искусства не прикладного, а "чистого" (хотя, на наш взгляд, такое деление весьма спорно): предметы интерьера являются своеобразными скульптурами, или, если угодно, объектами. Но в то же время все вещи вполне пригодны и для несения утилитарных функций, им предназначенных: на стульях можно сидеть, а лампы несут свет. Автор не пытается обмануть зрителя, подсунуть ему под видом "декоративности" суррогат предмета.

Предметы мебели, представленные на выставке, можно классифицировать по признаку изобразительности: часть стульев и кресел подражает каким-либо предметам, существующим в реальности, часть же остается всего лишь предметами мебели. К первым можно отнести кресло "Горох" в виде огромного стручка, диван "Бас на двоих" и стул "Виолончель", подражающие своей формой музыкальным инструментам. Впрочем, граница между изобразительными и неизобразительными вещами весьма условна: разве не выражает атмосферу Серебряного века с его любовью к изящным линиям кресло "Модерн"?

Ведущей темой на выставке является тема музыки, или шире, игры вообще. Контрабасы, виолончель, трубы, кажется, начинают двигаться, звучать, и зритель оказывается в пространстве, наполненном мелодией. Им "подыгрывают" раскрашенные в яркие цвета стулья, причудливые по форме: фантастический "Горох", веселый стул "Один из двух". Впечатление усиливают насыщенные по цвету, динамичные картины и ширмы.

Попадая в малый зал, зритель входит в иную атмосферу: интимную, немного таинственную. Кресла в стиле модерн, "японская" ширма, изящные красавицы на холстах способствуют созданию умиротворенного настроения.

Впрочем, создание вещи самой по себе - не есть цель данной выставки. Александр Аханов стремится выстроить пространство, на сотворение которого работает каждая деталь: освещение, особенности расположения предметов в интерьере, взаимодействие всех элементов - ширм, картин, стульев и кресел.

Увеличить
Фрагмент экспозиции

Таким образом, не случайным оказывается и само название выставки. Зрители становятся участниками задуманной художником игры: оказываясь в прямом смысле "между стульями", вступают с ними в диалог, живут в одном пространстве.

Тихон ТОКАРЕВ

[Главная] | [Содержание] | [<<Предыдущая]